my_journal_omsk (my_journal_omsk) wrote,
my_journal_omsk
my_journal_omsk

Categories:

ХРАМ-ПАМЯТНИК ХРИСТА СПАСИТЕЛЯ. Шэньян (бывш. Мукден), Китай



Храм-памятник Христа Спасителя на Русском кладбище. Шеньян (бывш. Мукден). Фото 1912 года.

Храм-памятник заложили 8 сентября 1911 посередине большого русского воинского кладбища, расположенного к северо-востоку от вокзала южно-маньчжурской железной дороги. Разрешение на закладку храма дал архиепископ Иннокентий, начальник Российской духовной миссии в Китае. Освящение закладки первого камня храма было совершено протоиреем Пекарским, отцом Николаем Сечко-Кушнеревским и иеромонахом Христофором. В специальное углубление в закладном камне был вложен крест, привезенный из Киева, и серебряная закладная доска с мемориальной надписью.


На закладке храма присутствовали начальник Заамурского округа генерал-лейтенант Мартынов, управляющий КВЖД генерал-лейтенант Д. Д. Хорват, представитель русского посланника в Пекине Б. П. Пелехин и российского генерального консула в Мукдене С. А. Колоколов.

1


2


3


Особый акт на китайском и монгольском языках был подписан присутствующими на торжестве закладки храма генерал-губернатором трех Восточных провинций Чжао-Эр-Сюнем и другими высокопоставленными лицами как с русской, так и китайской сторон.

4


Храм-памятник во имя Христа Спасителя в Мукдене (Шеньяне) стал венцом всей строительной деятельности Комиссии по увековечиванию памяти погибших в Русско-японской войне.

Идея проекта храма и разработка эскизного проекта принадлежит великому князю Петру Николаевичу. Реализацией его в натуре занимался опытный гражданский инженер КВЖД Жданов Ю. П., приглашенный по рекомендации генерала Д. Д. Хорвата. В помощь Ю. П. Жданову от дороги был назначен техник И. Ковтунов, а подряд выполнял подрядчик А. Н. Вяльцев.

5


Строительство храма было завершено в 1912, но еще и в 1914 он не был освящен. Многими частными лицами были пожертвованы храму образа, церковная утварь, облачения и т.п. На средства известного харбинского коммерсанта И. Ф. Чистякова сооружена звонница с 7 колоколами в северной части кладбища. За оградой устроен церковный дом со сторожкой и хозяйственными сооружениями.

6


Архитектура храма-памятника относится к тому направлению модерна, которое было свободно от обращения к древнерусскому архитектурному наследию как таковому. За основу создания формы и художественного образа в рамках данного направления в стилизованном виде использовались исторически знаковые формы, ассоциирующиеся с национально-православными символами и святынями: колокол, звонница, купол, шатер, крест, сень, «шапка Мономаха» и т. п.

7


Храм-памятник Христа Спасителя в Мукдене представляет собой восьмигранный центричный объем из красного японского кирпича, облицованным тесаным штучным гранитом, на мощном цоколе. Он увенчан главой в виде стройного шлема на граненом трибуне с крестом, кровля храма – в виде «мягко свисающей» на грани восьмерика чешуйчатой «кольчуги», – все вместе создает запоминающийся яркий художественный образ – образ воина-богатыря, русского витязя. Тема древнерусского воинского одеяния – шлема, кольчуги, доспехов – пронизывает всю художественную структуру храма, от архитектурных форм до декоративных деталей.

8


Четыре более узкие грани восьмерика украшены двумя ярусами медальонов в виде воинских щитов, в центре которых выгравированы христианские и наградные воинские кресты разнообразной формы (русский, греческий, Георгиевский, Андреевский), а по окружности — памятные надписи. Окна на северном и южном фасадах, апсиде в виде четырехконечных латинских крестов из толстого карабельного стекла, спаянного металлом. Венчающий главу-шлем крест выполнен в форме Георгиевского креста — наградного знака солдат и унтер-офицеров Российской армии, а над западным, входным, приделом высится традиционный восьмиконечный православный крест.

9


Оригинален иконостас храма, в облике которого также стилизуется воинское древнерусское облачение. Его центральная часть завершается шлемообразной формой , а боковые фланги украшены покрытием-кольчугой и щитами с медальонами. Религиозные сюжеты картин проникнуты воинской тематикой: святые образы Михаила Архангела, Георгия Победоносца на царских вратах и стенах. Все продумано и работает на художественный образ: металлические эмалированные подсвечники, паникадила, металлическая окантовка царских врат, картин и образов с отделкой декоративными заклепками, рисунок бронзовых клиросных решеток, декор с использованием известных форм и символов – Андреевских лент и Георгиевского креста и т.п.

10


Акты церковной мемориализации в экстерьере и интерьере храма представлены в разных формах. Во-первых, установлением храмовой иконы Спаса Нерукотворного у правого клироса. Во-вторых, словесными средствами выражения – надписями на стенах, над входами, на специальных настенных досках. На мраморной доске, укрепленной под окном-крестом на южном фасаде часовни, выгравировано: «Храм Христа Спасителя сооружен повелением его императорского Величества Государя императора Николая Александровича для увековечения памяти доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в Русско-Японскую войну 1904-1905 г.».

11


Пять больших темно-бронзовых досок с перечислением войсковых частей русской армии, участвовавших в боях под Ляояном, на реке Шахэ, под Тюренченом, Сандепу и Мукденом, расположены в интерьере по обеим сторонам окон-крестов на южной и северной стенах. Еще одна мемориальная форма – мартиролог на камне представлял сведения об общих потерях за Царя и Отечество в этих операциях. В-третьих, памятные надписи делались не только на частях здания, крупных формах и деталях, но и на предметах церковной утвари, образах, крестах малых форм. На храмовой иконе памятная надпись: «Сия икона Спаса Нерукотворного сооружена в храм Христа Спасителя в г. Мукдене на русскую братскую могилу в память доблестных воинов, положивших жизнь свою за Веру, Царя и Отечество в войну 1904-1905 г.».

12


На копии иконы Казанской Божьей Матери, пожертвованной императором и установленная в алтаре, тоже имелась надпись: «Благословление Его императорского величества». В храме же хранились два серебряных венка, возложенных в свое время на братскую могилу защитников Порт-Артура от Российских императорских Армии и Флота, а затем перенесенные в храм.

13


Храм Христа Спасителя составлял единое целое с кладбищем, которое на 1911 ( и по крайней мере по 1928), являлась центральным в Маньчжурии. Там покоилось около 60 тыс. погибших русских воинов.

Сегодня вся территория русского военного кладбища заасфальтирована под спортивную площадку и застроена. Здание храма сохранилось, техническое его состояние весьма удовлетворительное, длительное время оно было занято под склад частной фирмой.

14


В настоящее время оно освобождено, и ведутся официальные переговоры с китайской стороной о его дальнейшей судьбе.

zyalt пишет сегодня

В одном из дворов обнаружилась заброшенная церковь. Говорят, это русская церковь, построенная в 1913 году. К сожалению, в ближайшие дни я без нормальной связи, так что не получилось найти более подробной информации. Если знаете, что это за церковь, напишите в комментах, я сделаю апдейт.

Половина ее части стоит на территории стоянки, вторая половина за забором на территории какого-то автопредприятия со злой охраной, которая наотрез отказалась пускать за забор. Внутри, по словам очевидцев, склад старых кондиционеров. Церковь очень милая.

Источник


Tags: 2014, Азия, Город, Китай, Россия, Храм
Subscribe
promo my_journal_omsk december 18, 2014 23:19 Leave a comment
Buy for 10 tokens
Парижская мэрия. Mairie de Paris. Отель-де-Виль. Париж из окна туристического автобуса (фото, часть 1) Париж из окна туристического автобуса (фото, часть 2) Париж из окна туристического автобуса (фото, часть 3) Также читайте и смотрите фото: Супер красивое…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment