my_journal_omsk (my_journal_omsk) wrote,
my_journal_omsk
my_journal_omsk

Сталинский сокол, Герой Советского Союза маркиз Ролан де ля Пуап



Ролан де ля Пуап родился 28 Июля 1920 года в Прадо ( Пью — де — Дом ). 15 Августа 1939 года вступил в ВВС, пилотское свидетельство получил 15 Марта 1940 года. Затем обучался в училище в Этампе. После капитуляции Франции 23 Июня 1940 года на польском судне перебрался в Англию и присоединился к движению "Свободная Франция". В период с Июля 1940 года по Январь 1941 года участвовал в операциях на территории французской Западной Африки, чтобы закрепить её за сторонниками де Голля. Затем вернулся в Англию и завершил свою лётную и боевую подготовку.

Вскоре сержант Ла Пуап был зачислен в 602-ю эскадрилью Королевских ВВС, летающий на истребителях "Спитфайр — VB", где впоследствии получил офицерское звание. В Августе 1942 года, когда он наконец одержал первую победу, ему было присвоено английское звание Старшего лейтенанта. Вскоре ему представилась возможность выбора: летать на штурмовку вражеских объектов с авианосца, базировавшегося в Средиземном море, или отправиться на Восточный фронт. Он выбрал второе.

Будучи самым молодым пилотом "Нормандии", он прибыл в Советский Союз в конце Ноября 1942 года, имея французское воинское звание аспиранта. В русское небо поднялся в числе первых, чтобы сразиться с врагами. На "Яке" де ла Пуапа ( по настоятельной просьбе пилота ), Жорж Марлен, его механик, нарисовал акулью пасть.

На первых порах не всё получалось складно. Однажды, Пуап атаковав разведчик FW-189, не только не смог уничтожить его, но и получил травму головы. FW-189 был очень маневренным самолётом, и победа над ним всегда доставалась с трудом. Он часто уходил от преследования истребителей в крутом пикировании или, делая переворот, "подныривая" под самолёт противника, с переходом на бреющий полёт. Де ля Пуап, решив однажды догнать "Раму", так увлёкся пикированием за ней, что у него от резкого перепада давления даже лопнула барабанная перепонка.

После посадки к нему подошёл Литтольф и спросил — "Вы хоть сбили того, из — за кого пострадали ?"
— Определённо сбил бы, да забыл снять предохранители с оружия, — простодушно ответил Пуап.
— Вам не акулу, а ворону следует нарисовать, — процедил сквозь зубы Литтольф.

Этот бой стоил Пуапу трёхнедельного пребывания в госпитале ( вместе с Марселем Лефевром, подхватившим желтуху ). Нашим врачам удалось полностью восстановить отважному французу слух и вернуть его в строй. А затем, что ни день, то боевое задание...

Однажды его самолёт подбили и при посадке одна из стоек шасси не выходила. Ему приказали покинуть самолёт. Он не выполнил команды — тончайший мастер пилотажа посадил машина на одно колесо. Пуап приземлился, сохранив машину, которая была тогда на вес золота.

Несколько первых мирных месяцев Пуап провёл в составе "Нормандии" в Бурже, но в 1947 году уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море ( в специальном аквариуме ) изучал жизнь дельфинов.

После завершения первого этапа боёв "Нормандии", когда она была отозвана в тыл для перевооружения самолётами Як-9, Пуапу было присвоено звание Младшего лейтенанта. К тому времени, боевой счёт эскадрильи значительно возрос. Заслуги многих французских лётчиков были отмечены высокими советскими наградами. В Феврале 1944 года орден Красного Знамени засиял и на груди Ролана де ля Пуапа.

Весной 1944 года полк вернулся на фронт и участвовал в боевых действиях до повторного отзыва в тыл в ноябре.
...Осень 1944 года застала "Нормандию" уже в Восточной Пруссии. Шли ожесточённые и непрерывные бои. Немцы стремились любой ценой остановить наступление советских войск. 14 Октября Роллан де ля Пуап вылетел со своим звеном на блокировку вражеского аэродрома. При подходе к цели он заметил 8 истребителей противника, которые поднимались в воздух. Осторожничать не было времени, и Пуап принял решение — атаковать немцев всей четвёркой. Противник не набрал ещё полной скорости и был не в состоянии что — либо сделать против атакующих. В результате немцы, потеряв 3 самолёта из 8, не выдержали навязанного им боя и поспешили уйти в облака...

16 Октября 1944 года стало самым удачным днем в истории "Нормандии". В этот день лётчики полка, совершив около 100 боевых вылетов, сбили 29 самолётов противника и около 50 уничтожили на земле. Одну из побед записал на свой счёт и Ролан де ля Пуап.
Свою последнюю победу он одержал 26 Октября, когда в трудном поединке уничтожил Ме-109. Через два дня, 28 Октября 1944 года, за мужество и отвагу проявленные в боях с немецко — фашистскими захватчиками, Старшему лейтенанту полка "Нормандия — Неман" Ролану де ля Пуапу было присвоено звание Героя Советского Союза.

В Ноябре 1944 года "Нормандия" была вновь отправлена в тыл для переучивания на новые самолёты Як-3. Там Пуап наконец получил возможность немного отдохнуть. Он имел на счету уже 16 побед ( 9 из них — в группе ), ещё 1 победа не получила официального подтверждения и произвёл 125 боевых вылетов.
В середине Декабря 1944 года Ролан де ля Пуап был награждён Крестом освобождения и, в составе группы лётчиков, отправлен во Францию в отпуск. Вернуться в полк ему уже не удалось — он был назначен на новую должность в сводной дивизии "Франция", создаваемой в Туле. Войну закончил в звании капитана.

Несколько первых мирных месяцев Пуап провёл в составе "Нормандии" в Бурже, но в 1947 году уволился из ВВС и поселился в Париже. Позднее, сменив воздушную стихию на морскую, в Средиземном море ( в специальном аквариуме ) изучал жизнь дельфинов.
В середине 60-х годов , разбогатев на производстве одноразовой упаковки для шампуней (по его словам, он стремился сделать продукцию подешевле, т.к. его угнетало, что только 3 из 10 французов регулярно мыли голову) решил заняться техникой.

Маркиз создал свою машину под впечатлением от Остин Мини-Моке, сделанного в Англии в 1964 году.
В 1967 г. с группой единомышленников машина была создана и получила название Донки — ишачок. После успешных испытаний герой Советского Союза предложил ее к производству Ситроену на базе Ситроен 2cv
К удивлению изобретателей Ситроен принял машину к производству, что называется, "не глядя" под названием "Мехари"...


Автомобиль выпускался в течении 20 лет, и пользовался, и продолждает пользоваться успехом на Лазурном Берегу.
Рекорд производства был достигнут в 1974 г., когда было выпущено 14 тысяч этих автомобилей. Всего было выпущено 144 тысячи автомобилей и около 1200 полноприводных. Любопытно, что модификации этого создания, предложенные Пуапом, Ситроен отклонил. В том числе от варианта амфибия, который Герой Советского Союза де ля Пуап демонстрировал в гонках по Сене под окнами корпорации Ситроен.

Зато сам Ситроен в 1970 г. выпустил 2-местную модель с жесткой крышей и открытыми боками, которая называлась "Оранжевый Киргиз". В 1978 г. был выпущен полноприводной вариант.

Ролан де ля Пуап скончался на юге Франции на 93-м году жизни 24 октября 2012 года.


Награды:
Кавалер Большого креста ордена Почётного легиона (30 января 2008)
Компаньон ордена Освобождения (29 декабря 1944)
Военный крест 1939—1945 (12 отличий)
Герой Советского Союза
Орден Ленина
Орден Красного Знамени,
Орден Отечественной войны 1-й степени
Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Список воздушных побед
№ п/п Дата Тип сбитого самолёта Место падения самолёта
1
2
13.04.1942 Ме-109F (повреждён)
Ме-109
Грейвланд
Грейвланд
3 16.06.1943 FW-189 (в группе, неподтверждён) Мулятино
4 31.08.1943 Ju-87 Ельня
5 01.09.1943 FW-190 (в группе) Ельня
6 04.09.1943 FW-190 Ельня
7 19.09.1943 Ju-87 (в группе) Ельня
8 22.09.1943 Ju-87 (в группе) Смоленск
9 04.10.1943 Hs-126 (в группе) Красное
10 13.10.1943 FW-190 (в группе) Горки
11 14.10.1944 Ме-109 Рани
12
13
14 и 15
16.10.1944 Ju-87 (в группе)
Ju-87
два FW-190 (в группе)
Сталупонен
Сталупонен
Сталупонен
16 18.10.1944 Hs-129 (в группе) Сталупонен
17 23.10.1944 FW-190 Гумбиннен
18 26.10.1944 Ме-109 (в группе) Тракенен

Источник

Tags: 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 2014, ВОВ, Великая Отечественная война, Нормандия-Неман, Победа, Россия, СССР, Франция
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments